Суббота 13 декабря 1941 г.
Лунное утро, мороз -20°.
Страшные дела стали творится в Ленинграде, сегодня в цехе 46 у рабочего, фамилию не запомнил, лет этак 50 от роду, были найдены части человеческого тела женского пола, он не употреблял в пищу, заметил это его сменщик и заявил начальству, конечно приехало НКВД и его арестовали, он очень спокойно заявил что голодать не намерен, если есть человечина, рабочие вспоминают что он в кузнице готовил себе суп из мяса. Это, на первый взгляд кажется, настолько, невероятным, что не хочется верить, но это проверенный факт.
Что вначале нам казалось невероятным то теперь вполне реальным, но совершенно невыполнимым, пока мы собирались есть кошек и собак, их не стало, они совершенно исчезли, кошку или собаку можно получить только по знакомству. Случаи с красноармейцами, когда они падают от истощения учащаются.
Сегодня утром у жены П. Е. Яковлева была украдена его карточка на сахар и масло, это чрезвычайно большая потеря. На заводе топят буржуйку, страшная копоть у всех нас черные носы, завод стоит нет электричества и топлива, рабочие и служащие используются на очистке путей от снега. Трамвай не ходит пути засыпаны да и тока нет.
Дома нет света вот уже много дней, в каменных домах нет воды и отопления, представляю что делается в уборных, жители бегут из каменных домов.
12 и 13-го немец обстреливал Московско-Нарвский район из дальнобойных.
Сегодня первый день в столовой завода давали лепешки из дуранды, и вырезали за это талон на 50 грамм крупы, значит дела становятся еще хуже.
Ходят слухи что скоро прибавят, но это слухи только для очень доверчивых, по моему прибавлять не из чего.
Про брата Шуру пока ничего не слышно, мне что-то очень хочется его видеть.
Сегодня Маша ходила туда и обратно в центр города, на Мальцевский рынок, говорили что там можно купить хлеб за 1 кг 300 руб. оказалось сплошная липа, нет там хлеба за деньги, есть хлеб только на обмен на сахар, водку
Воскресенье 14 декабря 1941 г.
Пасмурное утро, деревья стоят все в инии, мороз -21°.
Мой выходной день, решил сходить на еврейское кладбище помочь Мише, туда уже ушел папа должен сказать что рытье могил, это не простая работа, особенно если это делается в такой мороз и человеком который на день получает 125 грамм хлеба, втроем мы выкопали 6 могил.
За рытье могилы дают 300 и более рублей, но могильщики не соглашаются т. к. на деньги Вы ничего не купите, они с большой охотой будут копать, за 200 грамм хлеба. Сегодня Мише дали кусок величиной 50×50×80 мм сала за рытье одной спешной могилы. Сам был свидетель как возят покойников, из гробов торчат руки и ноги, пока все умирают мужчины, вторая очередь будет за женщинами.
Сегодня у нас был роскошный обед из 3-х блюд, на первое куринный суп из ¼ куры где-то мама нашла куру с рисом, на второе хряп и на третье блины из шалухи, гороха, манной крупы, отрубей
Моя дочка Ирочка, все очень хорошо говорит, прекрасно составляет, фраза, очень забавная девочка, хорошо слушается меня, хуже мать. Самое время радоваться, да вот это братоубийственная война, когда только она кончится. Пока на улице все тихо стрельбы не слышно, немец видимо замерзает или у наших нет снарядов, заводы-то стоят. Трамваи не ходят, Ленсовет издал приказ где требует или вернее сказать, приказывает, об’явить что все граждане работающие на предприятиях рабочие, служащие и учащиеся, обязаны после работы занятся уборкой снега на сроком 3 часа, а тот кто не работает 8 часов, работы, производит, пока снег будет не убран, интересно? на чем будут увозить снег? ведь лошадей с’ели машины стоят, нет топлива.
Понедельник 15 декабря 1941 года
Ясное солнечное утро, мороз -26°.
Сегодня я выходной, я отгуливаю за воскресенье 2/XI — 41 г. в этот день пришлось помню здорово поработать в заводе, за то сейчас отгуливаю.
Утром сегодня встал, с’ел полагающийся мне кусочек хлебца, выпил стакан черного кофе, сурогат и пошел на еврейское кладбище помочь, папе с Мишей капать могилы, однако их там не застал и пошел домой.
Сегодня ужасная погода ветер очень резкий и сильный мороз, весь день слышно пулемет и миномет в стороне средней рогатке.
Покойников возят все больше и больше да бедные Ленинградцы, умирают в большом количестве. Вечером наши дальнобойные открыли интенсивный огонь, сильно освещало месность при выстреле. Трамваи не ходят, Готя вечером говорил, что сотрудники на их завод, пришли пешком часть пришла позже, но оказывается их доставил поезд, который также ходит с большим опозданием.
Блокадные дневники, семейные фотографии, документы в коллекцию музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» передала правнучка Николая Филиппова Александра Черноглазова.
Первую часть дневника Николая Филиппова, опубликованную ранее, можно прочитать по ссылке.