Год издания: 1997
Страна: Италия
Ничто в жизни маленького Марка не предвещало императорской судьбы. Он родился в семье знатного римлянина испанского происхождения. Отца потерял рано. В юном возрасте он попался на глаза императору Адриану. Тот обратил внимание на смышлёного мальчика и, когда усыновлял своего преемника Антонина Пия, потребовал, чтобы тот в свою очередь усыновил Марка Аврелия. Таким образом, мальчуган стал как бы дважды приёмным внуком императора.
Марк получил хорошее образование, отличался мирным характером и склонностью к гуманитарным наукам. В 161 году Антонин Пий умер, и Марка Аврелия провозгласили императором. Он сразу же назначил своим соправителем брата Луция Вера — это был первый случай совместного принципата в римской истории. Через 8 лет Луций Вер умер, и Марк Аврелий стал править единолично.
Несмотря на миролюбивость императора, годы его правления не были спокойными. Историки подсчитали, что из 19 лет его царствования Рим не воевал лишь четыре года. На границах империи шли постоянные сражения то с германскими племенами, то с парфянами, пытавшимися захватить Армению. Некоторые походы возглавлял сам Марк Аврелий. При этом он был снисходителен к личным врагам: после подавления восстания Гая Кассия традиционной расправы над его участниками не последовало. А вот с христианами Марк Аврелий обращался довольно жестко: он презирал этих сектантов за фанатизм и не прекращал гонений на них. На арене Колизея хищники по-прежнему убивали и рвали христиан на потеху римской толпе.
Это выглядит странно, если вспомнить о дневниках, оставшихся после смерти Марка Аврелия. Своеобразный 12-томный философский трактат, получивший название «К самому себе», вполне созвучен духу христианства. Император-философ считал себя человеком мира, рассуждал о всеобщем равенстве перед богом: «Мир во всем един, и бог во всем един, и природа едина, и един закон — общий разум всех разумных существ, и одна истина».
История сыграла с Марком Аврелием странную шутку. Когда после падения Римской империи первые папы уничтожали все статуи императоров и языческих богов, уцелело лишь конное изображение Марка Аврелия, ныне стоящее на Капитолийском холме. Но церковники пощадили скульптуру вовсе не из уважения к философским взглядам Марка Аврелия. Они просто перепутали, приняв конный памятник за изображение императора Константина, уже провозглашенного к тому времени святым.