21 февраля 1859 года родился Михаил Владимирович Родзянко. В ходе Февральской революции он был избран председателем Временного комитета Госдумы. Впоследствии политик так объяснял свою позицию: «При самоустранении Думы сразу наступила бы полная анархия и отечество погибло бы немедленно». Николай II отказывался следовать советам Родзянко, которые тот давал в феврале 1917-го. «Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать», — сказал однажды император. Михаил Владимирович вел по телеграфу переговоры со Ставкой, завершившиеся отречением императора.
Михаил Родзянко родился в селе Попасном Екатеринославской губернии в семье военного. Родители настаивали, чтобы он продолжил дело отца. Юноша поступил в Пажеский корпус и учился с прилежанием. В 1878-м поступил на службу в престижный Кавалергардский полк. Спустя три года он принял решение оставить военную карьеру. Родзянко занял пост мирового судьи в Екатеринославской губернии, с 1886-го был предводителем дворянства. В 1905-м Родзянко стал одним из основателей «Союза 17 октября». В партию вошли крупные землевладельцы и предприниматели. Октябристы выступили против революции и провозгласили необходимость ограничения власти монарха. Кроме того, они требовали уравнять крестьянство в правах с другими сословиями и обеспечить сохранение «единой и неделимой России».
Лидер «Союза 17 октября» Родзянко был избран в Государственную Думу I созыва. Спустя 72 дня Дума прекратила работу по решению Николая II. В Манифесте значилось: «Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению».
В 1911-м и 1912-м Родзянко был избран председателем III и IV Государственной Думы. Михаил Владимирович критиковал императрицу Александру Федоровну за то, что она приблизила ко двору «развратного мужика» Григория Распутина. «Ни для кого не секрет, что императрица отдает распоряжения по управлению государством, министры ездят к ней с докладом и что по ее желанию неугодные быстро летят со своих мест и заменяются людьми, совершенно неподготовленными. В стране растет негодование на императрицу и ненависть к ней… Ее считают сторонницей Германии, которую она охраняет. Об этом говорят даже среди простого народа… Сердце русских людей терзается от предчувствия грозных событий, народ отворачивается от своего царя, потому что после стольких жертв и страданий, после всей пролитой крови народ видит, что ему готовятся новые испытания», — писал Родзянко. В частных разговорах он неоднократно утверждал, что императрица действует в интересах Германии. В свою очередь, Александра Федоровна называла политика «ужасным» человеком и «мерзким нахалом».
Родзянко приветствовал весть о кончине Григория Распутина; влиятельный «царский друг» был убит в декабре 1916-го в результате заговора. Михаил Владимирович отметил, что заговорщики, в том числе граф Феликс Юсупов, действовали в патриотических целях.
В феврале 1917-го Родзянко написал Николаю II письмо, в котором докладывал об обстановке в Петрограде и рекомендовал императору как можно скорее назначить главой правительства человека, который «пользуется доверием страны». 27 февраля политик возглавил Временный комитет Госдумы. После Октябрьской революции Михаил Владимирович переехал на Дон, где участвовал в организации Белого движения. Отношение монархистов к Родзянко было неоднозначным из-за событий Февральской революции. В 1920-м политик переехал в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Здесь он работал над мемуарами. Спустя 4 года после переезда Михаил Родзянко скончался.