Сочинять ложь не так просто, как кажется. На построение альтернативной реальности, которая выдается за подлинную историю, требуется прилично напрячь мозги. Способность ко лжи развивается у детей в возрасте примерно 2−3 лет, когда ощущение, что они постоянно находятся под присмотром «всевидящего ока» (родителей), отступает. Они начинают экспериментировать с простейшими установками, вроде «трава на самом деле синяя, а птицы гавкают». В 4 года ребенок лжет примерно раз в два часа, шестилетки делают это раз в полтора часа. Мотивация может быть разной: от потребности избежать наказания, скрыв проделки, до улучшения имиджа в глазах окружающих. С возрастом навык воспроизводить ложь развивается, способы становятся более тонкими и изощренными. В конце концов, умение приврать — один из необходимых социальных навыков.
Ложь не однородна: ею может считаться как намеренная подача заведомо ложной информации, искажение или опускание деталей, передергивание фактов и гиперболизация. С точки зрения психологии одной из причин лживости, особенно патологической, считается попытка привлечь к себе внимание, а ее корни кроются в пережитых травмах. Патологических лжецов можно часто встретить среди психопатов, социопатов, нарциссов и тех, кто страдает от зависимостей. В то же время способность ко лжи считается одним из когнитивных достижений.
Как правило, за каждым враньем стоит достаточно весомая мотивация. И вот основные причины, которые толкают человека на ложь:
● Желание скрыть промахи и не переживать неприятные последствия, избежать ответственности.
● Сохранить репутацию и доброе имя, избежать порицания, не потерять свое достоинство в глазах других. В этом случае ложь часто направлена на сокрытие вредных привычек.
● Приукрасить действительность, повысив тем самым свою значимость, такой тип вранья присущ нарциссическим натурам.
● Ложь с целью манипулирования. Агрессивная разновидность вранья, направленная на удовлетворение эгоистических потребностей и личной выгоды.
● С целью защитить некую информацию. Чаще всего ложь такого вида заключается в сокрытии отдельных фактов и создании ложной картины действительности.
● Патологическая ложь, к которой прибегают, как правило, люди с расстройством личности. Ее причина — недостаток эмпатии и понимания граней между тем, что хорошо, и тем, что плохо. Например, у тех, кто страдает социопатией, не возникает чувства вины после того, как они солгали — им не присущи беспокойство или раскаяние. Их ложь направлена исключительно на получение собственной выгоды и является одним из инструментов манипуляции.
● Ложь как привычка. Отличается от патологической, так как основывается на иных причинах: например, болезненный детский опыт, когда ребенок растет в нездоровой обстановке и вынужден прибегать ко лжи, чтобы сохранить эмоциональную стабильность.
● Ложь как проявление пограничного расстройства личности: люди, страдающие этим заболеванием, переходят от состояния глубокой грусти, злости и отчаяния к всплескам радости и эйфории буквально за минуты. Вранье в данном случае служит одним из защитных механизмов, нацеленных на оправдание своего поведения в моменты «падения».
● «Драматическая ложь» присуща натурам, склонным к истерике. Как правило, такие персонажи используют вранье, чтобы привлечь внимание и получить свою долю заботы и любви. Разновидность такой лжи: угрозы навредить себе в случае, если не будет получено желаемое.
● «Ложь во спасение», когда мы не хотим задеть чувства других. Считается самым оправданным видом вранья, которое также иногда называется вежливостью.
Выявить вранье не так уж сложно, если знать, на что обращать внимание. Как правило, если перед вами человек, который не проходил обучение в спецслужбах, ему не удастся полностью замаскировать вранье. К признакам того, что собеседник говорит неправду, относятся: микровыражения лица, например, едва уловимая гримаса злости, искажающая добрую улыбку; здесь же и «натянутое» благожелательное выражение; противоречивые невербальные сигналы вроде кивка «да», когда человек говорит «нет» (когда мы говорим правду, наше тело и речевой посыл совпадают); защитная поза тела, как то: скрещенные руки и ноги, поворот корпуса от собеседника, ерзание, желание отодвинуться подальше — это позиция обороны, которую мы занимаем, когда боимся быть разоблаченными. Другим сигналом может быть задержка в ответах — лишнее время нужно, чтобы выдумать правдоподобную историю. В этом случае при ответе на вопрос собеседник может перефразировать его, дав себе несколько дополнительных секунд.
В случае, если человек учащенно моргает, чешет нос или подбородок, прикрывает рот во время разговора, это совсем не значит, что перед нами лжец. Обратить внимание на подобные сигналы стоит только в том случае, если подобное поведение резко отличается от привычного.
Если вам по каким-то причинам необходимо прибегнуть ко лжи и при этом не быть разоблаченным, есть способы, которыми можно воспользоваться:
● Первое и главное: оставаться спокойным. Попытаться контролировать свое сердцебиение и давление, ведь учащенный пульс и красные щеки могут выдать с головой. Следует вести себя так, будто вам нечего скрывать. Стоит сдерживать свой гнев: микровыражения лица могут выдать раздражение.
● Не громоздить детали. В тот момент, когда наше воображение работает над созданием картины виртуальной реальности, в голову приходит множество мелких деталей, которые дорисовывают всю гипотетическую ситуацию. Чаще всего нагромождение излишних «бантиков» производит на собеседника впечатление, что мы выдумываем. Ложь должна быть максимально простой и ясной, основанной на «фактах», а не дополнениях.
● Спланировать ложь заранее. Другими словами, сочинить историю и нарисовать ее целиком в своем воображении. Кроме того, необязательно врать глобально: достаточно убрать некоторые детали и заменить их другими.
● Поверить в свою выдуманную историю и сохранять эту убежденность в своей правоте на протяжении всей беседы. Можно представить себя актером, который примеряет роль и погружается в шкуру другого человека, живет его жизнью.
● Быть последовательным в своей лжи. Важно поддерживать ровное настроение до, во время и после того, как вы скажете неправду. Например, если вы были огорчены, нервны или расстроены до того, как начали говорить, следует придерживаться этого настроя и после. То же самое, если вы сохраняли спокойствие — держите его и дальше.
● Заставьте собеседника поверить, что говорите правду. Встаньте на место того, кому вы лжете и подумайте, какое вранье этот человек скорее всего примет за истину. Это легче провернуть с теми, кто состоит с вами в близких отношениях: мы склонны считать, что нашему доверенному кругу присущи правдивость и благородство, и не любим разочаровываться в собственных установках. Не стоит проверять реакцию собеседника наводящими вопросами вроде «Ты мне веришь?» или «Ты злишься на меня», так как тот факт, что вы говорите правду (так это должно выглядеть) сам по себе отметает вероятность того, что в ваших словах сомневаются.
Конечно, мы не призываем никого врать. Но в определенных обстоятельствах умение лгать может здорово облегчить жизнь, например, если вам предстоит проверка на полиграфе или стрессовый разговор.