Название баклера произошло от старого французского «bocle» (так обозначали умбон, то есть набалдашник на щите). В Испании XII-XIII веков французское «bocle» превратилось в «bloca», а в Германии его называли по-своему — «Faustschild», то есть кулачный щит. Ясности в вопросе происхождения баклера нет, но, согласно историкам, вряд ли он появился в Европе.
Поговаривают, что корни маленького щита уходят на Восток. Правда, в отличие от баклера восточные образцы вместо единственной рукояти по центру имели два ремня: один фиксировал предплечье, другой воин брал в руку. Считается, что в Европу кулачный щит мог попасть из Византии, где состоял на вооружении солдат еще в VIII веке. Впрочем, согласно изобразительным источникам раннего средневековья, такой щит применяли в бою и кельты, и франки. А с XII-XIV века баклерами и фальшионами вооружали легкую пехоту. Солдаты этого рода войск были довольно плохо экипированы, и в частности поэтому обладали одним очень неплохим преимуществом: в ближнем бою пехотинцы, не обремененные многочисленными доспехами, были хорошо подвижны, а значит эффективны.
Виды кулачных щитов с различными шипами
Кроме того, баклер зачастую изготавливали из металла. Щит имел сравнительно небольшой размер — от 20 до 40 см в диаметре, причем по форме он не был сколько-нибудь ограничен: зачастую это был круг, но встречались и квадратные, и восьмиугольные и трапециевидные баклеры. Все это позволяло солдату не только защищаться от оружия противника, но и параллельно с мечом наносить удары самим щитом. Для нанесения большего урона, на центральный набалдашник прикрепляли один или несколько шипов.
Кроме того, считалось, что шипами умелый воин мог обезоружить противника или даже сломать его клинок после чего совершить контратаку. Крюки и различные кольца на английских щитах XVI века, найденных археологами и выставленных в музее Коллекции Уоллеса в Лондоне (Wallace Collection Museum), отчасти являются тому доказательством. Согласно немецкому оружиеведу XIX века Вендалену Бехайму («Энциклопедия оружия») баклеры были распространены в английском войске вплоть до начала XVII века, причем модернизация армии и оружия не обошла их стороной. Бехайм отмечает, что в некоторые умбоны английских образцов иногда оснащались «приспособлением для стрельбы»: внутрь щита помещали колесцовый замок так, чтобы короткий ствол выступал из центра.
Вообще популярность баклера в Европе XVI века, например в Италии и Франции, Бехайм объясняет развитием итальянской школы фехтования. По его словам, «кулачный щит настолько вошел в моду, что молодые люди того времени везде носили его с собой, подвешивая к шпажному ремню» или могли прикрепить его на на крюк у пояса, а также повесить на эфес меча. Такую любовь к баклеру, как среди простого народа, так и среди дворян, историки объясняют легкостью использования этого сочетания видов оружия. Кроме того, баклер все же давал своему владельцу шансы защититься от выстрела стрелы, ну или даже удара более тяжелого оружия, например, топора или пики.
Так, в начале XVI века немало хлопот знаменитым швейцарским пикинерам доставили испанские пехотинцы: как описывает николо Макиавелли в книге «Искусство войны», вооруженные короткими клинками и баклерами, «испанцы проворно бросились на швейцарский строй и начали разить их столь яростно, что учинили великую бойню и завоевали полную победу».
Впоследствии, по его словам, подобную же тактику испанцы использовали и против немцев, когда в битве при Равенне в 1512 году они «ринулись на пики и, бросаясь наземь, проскальзывали под остриями, добираясь до ног пикинеров». Однако в XVII веке развитие огнестрельного оружия, совершенствование оружия холодного — все это привело к тому, что популярность баклера начала угасать.