Первым королем, прошедшим церемонию коронации, был Пипин Короткий, (он же — первый король из династии Каролингов). Раньше франки, как и галлы, выбирали себе вождей и поднимали их на щит, со временем появилась система наследования титулов. Традиция сохранялась довольно долгое время, пока Пипин Короткий не ввел новую церемонию — коронацию. Он понимал, как важен союз с церковью, поэтому сразу после избрания королем попросил святого Бонифация провести церемонию. Короли выбирали себе место коронации сами, чаще всего руководствуясь политическими мотивами. Первым, кто выбрал для коронации Реймс в 816 году, стал Людовик I Благочестивый. Последним же оказался Карл X. Церемонию провели в Реймсском соборе 29 мая 1825 года.
На самом деле с этим городом связана важная для короны и французской церкви легенда. В Реймсе хранится Святая Стеклянница — ампула с чудесным елеем, который по преданию был принесен в клюве голубем, спустившимся с неба в день крещения короля франков Хлодвига епископом Ремигием в 496 году. Этот елей использовали при церемонии коронации, что с одной стороны, являлось отсылкой к древнему королю франков, с другой — символизировало божественное благословение через елей.
Крещение Хлодвига
Действующие лица
Основных главных участников церемонии было 12 — 6 представителей духовенства и 6 представителей высшего дворянства. Церемонию коронации проводил архиепископ Реймса, которому прислуживали четыре епископа подчиненных Реймсу епархий. Порядок был таков: архиепископ Реймса проводил коронацию и обряд помазания короля, епископ Лана нес Святую Стеклянницу со священным елеем, епископ лангра нес скипетр, епископ Бове подносил табар (короткую накидку средневековых герольдов) и королевскую мантию, епископ Шалона нес королевское кольцо, а епископ Нуайона — королевскую перевязь (широкий пояс из кожи или ткани). После этого по протоколу к действу присоединялся настоятель аббатства Святого Ремигия, хранитель Святой Стеклянницы и настоятель аббатства Сен-Дени, хранители прочих регалий королевской власти.
В протоколе коронации Филиппа V Длинного за 1317 год говорилось о 6 церковных пэрах и 6 светских пэрах. Тогда в роли светских пэров выступали крупные прямые вассалы короны, в Новое время их роль выполняли принцы крови или знатные вельможи. В коронации участвовали: герцог Бургундии — подносил королевскую корону и подпоясывал короля шпагой, герцог Нормандии отвечал за первое геральдическое знамя, герцогу Аквитании доставалось второе знамя, граф Тулузы подносил шпоры, граф Фландрии — королевский меч Жуаез (легендарный меч Карла Великого), граф Шампани подносил боевой штандарт. Если по какой-то причине кто-то из светских пэров не мог присутствовать на церемонии, например, пэрство было ликвидировано, или феод попадал во владение иностранного правителя, то недостающий пэр замещался самой важной персоной в королевстве после короля. То есть кто-то просто выполнял роль герцога Аквитании или графа Тулузы. Например, на коронации Людовика XV в 1722 году «графом Фландрии» был принц крови Луи де Бурбон. Также на церемонии присутствовали военачальники и публика.
Коронование Людовика XIV в Реймсе в 1654 году
День короля
Распорядок дня короля также был тщательно прописан. Церемония традиционно проводилась в Реймсе в воскресенье или в день большого церковного праздника. Однако подготовка начиналась днем ранее с вечерней молитвы, в которой принимал участие король. Так он готовился к своему будущему служению народу и в ходе богослужения все глубже погружался в размышления о своем долге правителя государства.
Ночь перед коронацией король проводил в резиденции Реймсского архиепископа во дворце То. Наутро духовенство и официальные лица прибывали во дворец, чтобы разбудить короля. Затем наступало время для облачения короля к коронации, в процессе которой прислуживали официальные лица. Затем король выбирал тех, кто будет «заложниками» Святой Стеклянницы, а духовенство приносило клятву вернуть Святую Стеклянницу обратно в аббатство Святого Ремигия после коронации.
Король вступал под своды собора после псалмов Первого молитвенного часа, около 6 часов утра. После появления правителя начиналось чтение молитв и распевание псалмов. Король входил в хоры собора и пелись псалмы Третьего молитвенного часа. В это время к собору подходила процессия монахов аббатства Св. Ремигия, настоятель которого нес ковчежец со Святой Стеклянницей, прикованной цепью к его шее. Четыре монаха в длинных белых одеждах несли шелковый балдахин над головой настоятеля. По углам этого балдахина располагались «заложники» Стеклянницы, которые сопровождали ее на всем пути из аббатства до кафедрального собора и должны были защищать сосуд даже ценой своей жизни. После прибытия к вратам собора архиепископ Реймса и остальное духовенство торжественно клялись вернуть реликвию в аббатство. Затем процессия входила в собор и следовала к алтарю. Каждый присутствовавший кланялся ей.
Только несколько раз традиция коронации в Реймсе прерывалась. Например, Генрих IV короновался в Шартре, поскольку Реймс тогда был в руках членов католической лиги, боровшейся с гугенотами. Вместо елея из Святой Стеклянницы был использован елей из аббатства Мармутье, который исцелил Св. Мартина Турского.
Процессия Людовика XV после коронации в Реймсе 26 октября 1722 года
Клятва
Содержание клятвы короля было весьма расплывчато — он обещал защищать церковь и ее ценности, обеспечивать общественное спокойствие, поддерживать социальный строй, угодный богу, и оставаться гарантом правосудия. Но позднее, со все большей сакрализацией короля, обязательство уважать правосудие отпало, поскольку считалось, что король и так всегда непременно справедлив и беспристрастен. По сути, монарх обещал следующее: сохранять и защищать канонические привилегии французского духовенства, поддерживать мир и общественное спокойствие, препятствовать несправедливости, совершать акты милосердия и изгонять еретиков. Постепенно короли добавляли что-то новое в клятву, так, Генрих IV обещал защищать рыцарские ордена, а Людовик XVI — надзирать за исполнением эдиктов, запрещающих дуэли.
После клятвы архиепископ спрашивал у присутствующих, одобряют ли они коронуемого наследника. Возможно, это отсылка еще к той традиции франков, когда королей избирали. Затем королю вручали регалии рыцарского достоинства. Королевские рыцарские доспехи находились практически во владении Церкви. К коронации их доставлял настоятель аббатства Сен-Дени. Главный казначей вручал королю башмаки, герцог Бургундии — золотые шпоры, а архиепископ — меч, в качестве которого с XIII века стали использовать знаменитый Жуайез Карла Великого. После этого наступала церемония помазания.
Коронация Людовика XV в Реймсе (1722 год). Цифрами обозначены участники церемонии.
Помазание
Помазание миром, в которое добавляли частицу священного елея из Святой Стеклянницы, должно было сообщить королю дары Святого Духа. После вручения доспехов тот снимал с себя часть одежды и опускал шелковую блузу так, чтобы были открыты плечи, грудь и руки до локтей. В соборе звучали молитвы за здоровье государя, а после пели молитвенные воззвания, которые виновник торжества слушал на коленях перед алтарем. На алтарь помещали дискос с миром, архиепископу Реймса передавали Святую Стеклянницу и он добавлял из этого сосуда частичку елея в миро и смешивал их. Большим пальцем руки архиепископ смазывал миром тело короля — макушку головы, центр груди, правое, затем левое плечо, оба локтя, а после того, как король оденется — ладони рук. После этого монарх становился «помазанником божьим».
Коронация Карла X 28 мая 1825 года. Работа Франсуа Жерара.
Передача регалий
Короля облачали в тунику, далматику и королевскую мантию, украшенную геральдическими лилиями. После этого ему передавали королевские регалии. Среди них:
- кольцо — знак королевского достоинства, по образу епископов как символ католической веры, это подчеркивало связь короля и Церкви;
- скипетр с геральдической лилией, как символ управления королевством;
- золотая корона, представлявшая из себя золотой обод с четырьмя опорами, на которых держалась геральдическая лилия;
- шпоры, как символ военных обязанностей;
- меч, символизирующий защиту Церкви и народа.
После этого король восходил на трон, а каждый из пэров приносил ему клятву верности. Затем двери собора открывали и впускали публику, которая могла увидеть своего правителя.
Затем церемония не заканчивалась, продолжалась литургия, в которой король также принимал участие. Король получал причастие, а после литургии завершалась церковная часть коронации. Далее по протоколу следовал торжественный пир, который по сути являлся продолжением таинства причастия. Этот обед был ритуальным приемом пищи, в котором монарх олицетворял Иисуса Христа, а 12 церковных и светских пэров, принимавших участие в действе, олицетворяли собой апостолов. За столом не присутствовало женщин, а сами пэры и король были облачены в ту же одежду, что и во время церемонии. Торжество официально завершалось только возвращением короля в Париж. Оно считалось первым официальным визитом в город. Глава государства въезжал в столицу через врата у аббатства Сен-Дени.