Из рода Нассау
Будущий штатгальтер и национальный герой родился в Дилленбурге, в землях своего отца герцога Нассау в 1567 году. Мальчик с детства отличался живым умом и отвагой. Сначала он находился на воспитании у своего дяди, затем учился в Гейдельберге и Лейденском университете, где обучался языкам, выучил латынь и греческий и познакомился с военными наставлениями древних: Вегецием, Элианом Тактиком и трудами византийского императора Льва. Обучение в университете молодой аристократ совмещал со службой в армии отца. Видя все несовершенство наемной армии Вильгельма, юноша мечтал преобразовать ее в соответствии с античными образцами, и вскоре ему выпал такой шанс.
Республика в опасности
В 1585 году после убийства отца Морица назначают его преемником, однако полновластным правителем своей части Нидерландов он стал только через год, как только ему исполнилось 18 лет. Положение Соединенных Провинций в этот момент трудно назвать удачным: в последние годы жизни Вильгельма Оранского испанцы прочно закрепились в Южных Нидерландах (современная Бельгия) и захватили ряд крупных городов и крепостей (Гент, Антверпен). Кроме того, политика религиозной терпимости, которой следовал (насколько это было возможно для подданного испанской короны) наместник Испанских Нидерландов Алессандро Фарнезе, серьезно подрывала позиции правительства Соединенных Провинций.
Начало пути
В этих условиях новый штатгальтер старался избегать активных действий, ожидая изменения внешнеполитической обстановки, особенно позиции Англии и Франции, которые опасались открытого столкновения с могущественной Испанией и отказывали Нидерландам в серьезной поддержке. И действительно, положение вскоре изменилось. Сначала испанский король Филипп решился на войну с Англией и отправил к ее берегам Королевскую армаду, которая была разгромлена англичанами и стихией. Затем в 1589 году королем Франции стал Генрих Наваррский, исповедовавший протестантизм. В лице последнего Мориц Оранский нашел естественного союзника.
К 1590 году Мориц Нассауский сосредоточил в своих руках не только гражданскую, но и военную власть, получив чины генерал-капитана и генерал-адмирала, и приступил к военным преобразованиям, которые сделают его знаменитым далеко за пределами своей страны. В 1590 году он основал военную академию. Это было первое высшее военное учебное заведение в Европе. В академии будущие офицеры и генералы изучали основные военные науки, математику, философию, древние и иностранные языки. В академии было предусмотрено как обучение за свой счет, так и на бюджетной основе. Совсем скоро академия прославилась за рубежом, а победы Морица Оранского, офицеры которого обучались в академии, только подогревали интерес к этому уникальному вузу.
Главное — дисциплина!
В тактике и организации армии период Морица Оранского является настоящей вехой, разделяющей Средневековье и Новое Время. Можно сказать, что реформа армии продолжалась все время правления штатгальтера. Мориц вместе с братом Вильгельмом Людовиком сумел совершить настоящий переворот в военном искусстве. Видя, насколько неэффективны наемные армии, набираемые только на время кампании, Мориц решил перейти к постоянной армии. Вопреки предшествовавшей традиции, после окончания активных боевых действий или заключения мира нидерландская армия не распускалась, а оставалась на службе. Солдаты были постоянно заняты строевым обучением и муштрой — явлением, совершенно забытым в Средние века и возвращенным к жизни только усилиями герцога Нассауского.
Центральной идеей новой армии, которую создал Мориц Оранский, была дисциплина. Для этого великий полководец не жалел никаких усилий: жалование солдатам выдавалось раз в десять дней, безо всяких задержек, из года в год. Это рождало доверие у солдата к своим командирам. Поучителен пример испанского правительства, которое не всегда вовремя выплачивало жалование своим солдатам. Испанские Нидерланды неоднократно сотрясали страшные солдатские бунты, что, с одной стороны, не способствовало укреплению дисциплины среди солдат и улучшению отношения местного населения к испанцам, с другой.
На поле боя каждый солдат знал свое место в строю, поэтому на построение у голландцев уходило втрое меньше времени, чем у их противников. Несмотря на индивидуальное превосходство испанцев как солдат, благодаря муштре и выучке голландцы превосходили своих визави в строю. Именно Мориц Оранский воскресил такой неотъемлемый атрибут современной армии, как строевые команды. Знакомые даже далекому от военной службы человеку команды «Смирно!» или «Шагом марш!» вернулись в лексикон солдат только в XVI веке.
Общее количество преобразований и реформ этого выдающегося военного и государственного деятеля не поддается описанию: Мориц Оранский увеличил количество мушкетеров в своей армии, создал особый боевой порядок, подражающий легиону, преобразовал артиллерию, разделив ее всего на 4 калибра, — вот только краткий перечень нововведений этого выдающегося полководца.
«Золотая» армия
Все эти преобразования делали нидерландскую армию единым организмом, где солдаты могли положиться на своих офицеров, а офицеры были уверены в своем командовании. Боевой порядок стал более расчлененным, роты уменьшились с 400 до 100 человек, полки теперь строились не плотными квадратами, но линиями и колоннами — войска стали более маневренными и стойкими. Именно Мориц Оранский является проводником линейной тактики, господствовавшей на полях сражений до конца XVIII века.
Конечно же, такая армия требовала несравненно больших затрат, чем прежние банды наемников. Но богатая и развитая экономика Нидерландов могла выдержать эти расходы, а правительство систематически увеличивало субсидии, выделяемые на армию.
Результат не заставил себя ждать: за несколько кампаний Морицу Оранскому удалось не только вернуть захваченные испанцами города (взятие Бреды в 1590), но даже перейти в наступление и вклиниться в оборону испанцев. Солдаты его армии брались за кирки и лопаты, что было неслыханно для армий предыдущей эпохи, и в кратчайшие сроки проводили сложные земляные работы (например, подкопы). Это позволило штатгальтеру взять целый ряд испанских крепостей. Не зря еще современники говорили, что тысяча нидерландских солдат стоит трех тысяч любых других.
И в поле воин
Венцом полководческого пути Морица Оранского стала встреча с испанскими войсками при Ньивпорте, когда он с 15-тысячной армией сумел одержать верх над испанцами. Благодаря своевременному введению в бой резервов последние были обращены в бегство и потеряли около 3 тысяч человек. Впервые новая армия сумела в открытом поле разгромить знаменитую испанскую пехоту и получила всеобщее признание. Однако стоит отметить, что полевое сражение было редким явлением для Морица Оранского: его боевой порядок был сугубо оборонительным, а испанцы не пытались атаковать противника, укрепившегося на удобной позиции. С другой стороны, сам Мориц не рисковал своей армией, которая досталась ему с таким трудом.
Решительные и энергичные действия Морица Оранского и его дальновидная политика привели к тому, что в 1609 году было заключено перемирие с Испанией, что означало фактическое признание независимости Нидерландов (формально это произойдет в 1648 году). Во время перемирия Мориц Оранский не переставал совершенствовать армию, параллельно занимаясь государственными делами: созыв Синода, создание Голландской Ост-Индской кампании.
Наследие штатгальтера
Умер штатгальтер в 1625 году в Гааге. Еще при жизни Морица Оранского считали национальным героем, а его военно-организаторские идеи получили свое развитие уже на полях Тридцатилетней войны в творчестве великого полководца Густава Адольфа. Его стратегия была прежде всего ориентирована на защиту своих укрепленных пунктов и захват вражеских, а не на разгром армии противника, в тактике он предпочитал оборону наступлению, но преобразования и реформы, создавшие армию Нового времени, делают Морица Оранского одним из самых видных военных деятелей всей новой истории. Его характеризовали точное понимание античных принципов военного искусства и их умелое применение к местным условиям (в отличие от Макиавелли).