Рауль Валленберг был одним из тех, кто в годы Второй мировой войны спасал евреев от холокоста. За заслуги перед человечеством ему поставлены памятники во многих городах мира, в том числе и в Москве. Однако судьба шведского дипломата, арестованного Советским Союзом в 1945 году, до сих пор вызывает множество вопросов. Изначально СССР отрицал его арест, но в 1957 году было официально признано, что Валленберг был арестован и скончался от инфаркта в июле 1947-го. О том, что на самом деле случилось со шведским дипломатом, историки спорят до сих пор. Одна из версий гласит, что он долгие годы продолжал жить в СССР. По другой версии, которая отражена в недавно опубликованных дневниках первого председателя КГБ Ивана Серова, Валленберг был не только арестован, но и убит по приказу Молотова и Сталина. Семья Рауля уже долгие годы пытается выяснить, что же с ним произошло в действительности. Diletant.media поговорил с племянницей Рауля Валленберга Мари Дюпюи.
Считаете ли вы, что утверждение о том, что Валленберг был убит по приказу Сталина и Молотова, опубликованное в дневниках Ивана Серова, правдоподобно?
Очевидно, что как по поводу содержания, так и по поводу обстоятельств, окружающих публикацию мемуаров Ивана Серова, остаётся много вопросов. Что касается вашего конкретного вопроса, вы, очевидно, имели в виду предполагаемый допрос бывшего министра государственной безопасности (МГБ) Виктора Абакумова. Если Абакумов действительно сделал такое заявление, каждый задаётся вопросом, почему его допрос не дал дополнительных, более существенных деталей о точных обстоятельствах предполагаемого убийства Рауля Валленберга в 1947 году? Это лишь один из многих вопросов, которые возникают касаемо выпущенных мемуаров Серова. В целом, я хотела бы избежать каких-либо спекуляций или теоретизирования о судьбе моего дяди. Их было слишком много в течение последних семи десятилетий. Мы, семья Рауля, едем в Москву, чтобы получить доступ к ключевой документации и верифицировать разрозненные крупицы информации. Мы делаем это с надеждой и полные решимости разобраться во всех обстоятельствах того, что случилось, раз и навсегда.
Какие версии того, что случилось с Раулем Валленбергом, вы рассматриваете в данный момент? Какая кажется вам наиболее вероятной?
Я хотела бы, чтобы вы поняли: наша семья живёт с этой трагедией и неопределенностью на протяжении более 70 лет — больше, чем длится моя собственная жизнь. В течение этих десятилетий мы рассмотрели все мыслимые сценарии. И именно поэтому мы активно поддерживаем нынешний совместный международный научно-исследовательский подход, проводимый в рамках Международной исследовательской группы RWI-70 (Raoul Wallenberg Research Initiative). Работа группы сосредоточена на установлении фактов и всех обстоятельств судьбы Рауля Валленберга путем запросов о предоставлении доступа к документации российских архивов, которые до сих пор остаются недоступными и которые могли бы дать ответы на наши вопросы. Потому что, в конце концов, не имеет значения, что кто из нас что думает или предполагает. Единственное, что имеет значение — факты. И это то, что мы намерены получить.
Что может быть причиной такого беспрецедентного шага, как убийство дипломата другой страны, по вашему мнению?
Опять же, в данный момент времени я не хотела бы заниматься выдвижением каких-либо гипотез или играть в угадайку — можно представить себе множество возможных обоснований или сценариев, которые могли побудить Сталина и советское руководство не только арестовать моего дядю, но и ликвидировать его. Что ещё более важно — как семья Рауля мы хотим знать, что именно случилось с ним, и привезти домой его останки.
Почему для вас так важно пролить свет на то, что на самом деле случилось с Раулем Валленбергом?
Как я только что упомянула, и как вы понимаете, он наша семья, он наша кровь. Мой отец провёл последние тридцать лет своей жизни, пытаясь спасти его. Даже в свои последние дни в 2009 году он был убеждён, что всё ещё есть шанс, что Рауль жив, и что он должен сделать всё, чтобы вернуть его. Мы не успокоимся, пока не узнаем правду.
Как вы думаете, почему руководство России так неохотно идет на раскрытие документов и информации о действиях Советского Союза в прошлом, особенно в отношении судьбы Рауля Валленберга?
На протяжении многих лет я прочитала много различных теорий, в том числе о том, что Россия беспокоится, что преступления советской эпохи могут негативно отразиться на её восприятии. Страны всегда неохотно признают любые ошибки или слабости прошлого. Я бы хотела, чтобы это был не тот случай. Россия — великая страна с великой, часто трагичной историей. Для нас, семьи Рауля, вопрос о том, что случилось с ним, это просто человеческая история. Рауль был замечательным человеком, настоящим гуманистом, и мы, его семья, просто хотим выяснить факты и добиться справедливости. Это желание, которое, несомненно, разделяют миллионы ваших соотечественников — российских граждан, которые потеряли своих близких во время Второй Мировой Войны и в страшный послевоенный период.
Если будут найдены доказательства убийства Рауля Валленберга, будете ли вы предпринимать какие-либо действия в отношении России —запрос компенсации, признание на официальном уровне?
Если бы мы хотели предпринять какие-либо действия против России, стали бы мы искать доказательства убийства Рауля? Мир знает, что его арест и задержание были незаконными. В соответствии с международным законодательством, документы о судьбе жертв репрессий не должны быть рассекречены — как семья Рауля мы имеем право знать правду о его судьбе и надеемся, что сможем её узнать. Нельзя забывать, что Рауль был реабилитирован Россией в 2001 году. Мы камня на камне не оставим, чтобы добиться правды о судьбе Рауля Валленберга.
Что вы предпримете, если вам не будет предоставлен доступ к документам?
Мы очень надеемся, что российские и международные эксперты объединят свои силы и раскроют тайну о судьбе Рауля Валленберга вместе. Российские историки и архивисты обладают уникальной квалификацией, которая может помочь нам найти ответы. Они имеют долгую историю совместной работы по делу. Когда 25 лет тому назад мой отец, профессор Ги фон Дардель, создал первую Международную комиссию по судьбе Рауля Валленберга, она включала в себя историков из организации «Мемориал» и в значительной степени опиралась на помощь ведущих российских экспертов. Вместе мы рассмотрим все возможные варианты, чтобы получить доступ к информации, которую мы ищем.
Может раскрытие подробностей о судьбе Рауля Валленберга повлиять на отношения между Россией и Швецией?
Опять же, я действительно не хочу спекулировать. Мы считаем поиск Рауля в основном приватным и личным делом. В то же время арест Рауля советскими вооруженными силами является вопиющим нарушением его дипломатического статуса. Вялые усилия Швеции, предпринятые для его освобождения — всё это полное безобразие. Таким образом, мы очень надеемся, что оба правительства будут оказывать всяческую поддержку, чтобы помочь нам получить ответы, которые мы ищем на протяжении более чем 70 лет.
Семье Валленберга помогает объединение «Команда 29». Руководитель организации Иван Павлов рассказал diletant.media о том, что планируется предпринять для установления фактов о судьбе Рауля Валленберга.
«Команда 29 занимается проблемами доступа к государственным архивам уже более 5 лет. Мы представляем в суде интересы граждан, исследующих историю репрессий и не получивших доступ к необходимым документам, боремся за рассекречивание архивов органов, нам удалось добиться ограничения срока секретного хранения советских документов 30 годами. В деле Рауля Валленберга мы будем помогать исследователям и членам семьи в получении доступа к архивным документам — делам сокамерников Валленберга, документам разведки и перепискам силовых ведомств, медицинским журналам тюрем и журналам допросов. Этим документам уже 69 лет, по закону доступ к ним должен быть предоставлен как минимум родственникам Валленберга. Команда 29 поможет исследовательской группе в составлении запросов в архивы и органы. Если в ответ на эти запросы мы получим отказ, наши юристы будут оспаривать его уже в судебном порядке. Для нас это дело — не только повод поучаствовать в восстановлении памяти о выдающемся человеке и помочь членам семьи Валленберга. Это сильный аргумент в нашей борьбе за открытие архивов ФСБ и других ведомств. Мы отстаиваем право на свободный доступ к государственной информации, в том числе, о политических репрессиях в СССР. Судьба Рауля Валленберга — одна из крупнейших мистификаций в истории России. Если нам удастся добиться новой информации по этому делу от органов и прояснить эту загадку, мы получим важный правовой прецедент, который поможет в дальнейшей борьбе за свободу доступа к государственной информации».