В 1965 году в провинции Хубэй на востоке Китая, недалеко от места, где исторически располагался город Ин — столица царства Чу (VIII-III вв. до н. э.), проводились археологические раскопки. Историки обнаружили 50 гробниц, в которых хранилось около 2 тыс. артефактов. Среди находок был меч, который, несмотря на проведенные 2 тыс. лет под землей, казалось бы, абсолютно не тронуло время: на бронзовом клинке не было следов ржавчины, а один из археологов даже порезался, просто проведя по нему пальцем, — настолько острым было лезвие. По иероглифам, оставленным на мече, историки определили, что оружие было изготовлено для «личного пользования» (так гласила сама надпись) Гоуцзяня — известного правителя государства Юэ, жившеего в начале V века до н. э. Будучи действительно уникальной находкой, меч Гоуцзяня вместе с тем представлял собой один из самых распространенных (но, пожалуй, самых красивых) в Китае видов оружия — цзянь, который по сей день входит в комплекс упражнений ушу и является основным для изучения наряду с шестом, копьем и саблей.
Меч Гоуцзянь
Эдвард Вернер в книге «Оружие Китая. Развитие традиционного оружия» пишет, что слово «цзянь» означало «расследовать, чтобы предотвратить нависшую опасность», поэтому в отношении оружия его (слово) использовали для обозначения прямого меча с заточенными по обе стороны краями, который иногда прятали в рукав во время церемоний. В китайской мифологии его создание приписывают великану и колдуну Чи Ю, который «изготовил цзянь из металла, извергнутого горой Гэлушань» (о чем сообщает древний китайский трактат «Гуаньцзы»).
Собственно, на примере клинка Гоуцзяня, речь о котором шла выше, легко проследить, каким было оружие на ранней стадии его использования. Это был небольшой бронзовый одноручный меч (длина клинка того же Гоуцзяня составляла всего 55,7 см, рукояти — 8,4 см при ширине в 4,6 см), прямой и обоюдоострый. Благодаря небольшим размерам вес оружия также был не велик — всего около килограмма. Впоследствии его размеры увеличивались, и в последней четверти III в. до н. э. (династия Цинь) начинают появляться двуручные мечи. А уже со II в. до н. э. цзянь начинают изготавливать не только из бронзы, но также из железа.
Бронзовые и стальной цзянь
Как и многие народы китайцы придавали мечам, и в частности цзяню, особые, мифические свойства. Так, по легенде, все тот же правитель Гоуцзянь подарил храму Кунь У 8 обоюдоострых мечей, один из которых мог разделять воду, другой становился темным, если его освещало солнце; еще один мог исчезать или отпугивать злых духов и прочую нечисть, в то время как последний «рубил нефрит и золото, как дерево или грязь» (Э. Вернер «Оружие Китая»). Во многом поэтому меч был еще и признаком военной знати, ритуальным атрибутом.
Цзянь с цзяньбао
Кстати, кисть-цзяньбао на набалдашнике рукояти изначально была продолжением веревки, которую наматывали на запястье, чтобы вернуть выбитый из руки меч на поле боя, и только потом она стала украшением. Сам меч впоследствии будет восприниматься как один из символов чиновника, да и в целом образованного человека (как, например, музыкальный инструмент или книга), а технику сражения мечом и цзяньбао (она могла быть как в половину, так и во всю длину меча) стали называть гражданской. В таком статусе оружие дошло вплоть до второй половины ХХ века, попутно приобретя популярность в среде деревенских ополченцев и милиции.
Причем стоит отметить, что уровень изготовления мечей даже для простой прослойки населения местными деревенскими кузницами был очень высок: эти полностью стальные цзяни получили особое название — цюаньте (то есть «цельножелезный»). Для того, чтобы получился такой цюаньте цзянь, складывали три пластины стали (две мягкие по краям и одна твердая по середине), после чего клинок целиком обрабатывался при помощи сварки.
Гибкость оружия и особенная заточка по всей длине клинка вместе с заостренным концом позволяли совершать многочисленные и непредсказуемые атаки. При этом блокировать удары противника ребром меча не поощрялось. В попытках максимально обеспечить целостность и сохранность лезвия появились техники защиты, при которых меч как бы обтекает оружие противника (так называемый «мягкий стиль»), или фехтовальщик вовсе пытается не касаться меча соперника, совершая уколы и различного рода режущие удары на опережение («идущий меч»), что, возможно, привело к тому, что сейчас фехтование цзянем является скорее шоу, где техника владения мечом сочетается с комплексом акробатических упражнений, а не поединком.