По таким фильмам, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Молчание ягнят» или «Остров проклятых», каждый помнит о мрачной атмосфере психиатрических больниц. На самом деле съёмки чаще всего проходили в госпиталях, тюрьмах или заброшенных больницах. Diletant.media предлагает взглянуть на настоящие лечебницы для душевнобольных.
«Whittingham Asуlum» (графство Ланкашир, Великобритания)
«Уайтингем» закрыт в 1995 году
Как бы трагикомично это ни звучало, но сумасшедший дом «Уайтингем» официально открылся 1 апреля 1873 года, хотя 115 пациентов уже несколько лет жили в нём и даже помогали строить свою же лечебницу. За два года был достроен так называемый Отдел Святого Луки — большой комплекс на тысячу пациентов, в который входила англиканская церковь и католическая часовня. Психиатрическая лечебница «Уайтингем» вообще известна тем, что за свою более чем вековую историю обзавелась целой инфраструктурой: у душевнобольных появилась своя телефонная станция, почтовый офис, небольшие собственные хозяйства, водоём, пивная лавка и лавка мясника, танцевальный зал и сцена для духового оркестра, наконец, пациенты построили для себя даже трёхкилометровую железную дорогу. «Уайтингем» превратился в настоящий небольшой городок, где жили такие же настоящие, но слегка не похожие на других, горожане.
В Первую мировую, равно как и во вторую, «Уайтингем» использовался как военный госпиталь
После Второй мировой войны «Уайтингемское убежище» превратилось в крупнейшее лечебное учреждение для душевнобольных в Великобритании: в это время появились первые пациенты-добровольцы, и был провозглашён принцип «открытых дверей» — свободные прогулки для тех, кто находится на лечении. Крупный скандал вокруг этой больницы разразился в 1967 году: в жалобе утверждалось, что еда для пациентов перемалывается и подается в виде «помоев», что персонал часто закрывает больных в шкафах или ванных комнатах, наконец, говорилось и о том, что два медбрата имеют привычку обливать одежду пациентов спиртом и поджигать её.
«Кащенко», или московская психиатрическая больница № 1 им. Н. А. Алексеева
Значок самой известной в России психиатрической больницы
«Дорогая передача! Во субботу, чуть не плача, вся Канатчикова Дача к телевизору рвалась», — строки из Высоцкого про знаменитую «Канатчикову Дачу» (она же в советское время — психиатрическая больница им. Кащенко, сейчас — им. Н. А. Алексеева) знакомы едва ли не каждому. Зато далеко не каждому знакомы фамилии — Кащенко и Алексеева. Николай Алексеев, двоюродный брат легендарного театрального режиссёра Станиславского, занимая пост Московского городского головы, учредил на собранные средства новую психиатрическую больницу. Деньги приходилось собирать из пожертвований. Так, например, существует легенда, что один из купцов заявил Алексееву: «Поклонись при всех в ноги — дам миллион». Именно так и поступил городской глава, получив необходимую для строительства сумму. Горькая ирония судьбы в том, что Алексеев так и не дождался окончания постройки психиатрической больницы — он был застрелен в собственном кабинете одним из душевнобольных. С 1922 года больница носит им главного врача — Петра Кащенко.
Арка московской психиатрической больницы № 1
Больница была рассчитана на 500 коек, что позволило ей считаться самой крупной в России. С первого же дня работы в психиатрической лечебнице были отменены смирительные рубашки. Врачи в больнице с завидным постоянством в лечебных целях приглашали пациентов к себе на чаепития. Многие источники утверждают, что для больных в открытом доступе находились бильярдные столы, в меню столовой то и дело появлялись трюфели, а на территории лечебницы работали и работают до сих пор вокальная, музыкальная и художественная студии.
«Taunton» (Массачусетс, США)
Массачусетская государственная больница в городе Тонтон, построенная 160 лет назад, известна прежде всего из-за своего сотрудника. Джейн Топпан, воспитанница бостонского приюта, в 1885 прошла обучение на медсестру и стала работать в лечебнице для душевнобольных «Taunton». Своих пациентов она использовали в качестве морских свинок для собственных экспериментов. Молодая медсестра, о которой никто не мог сказать плохого слова, по своему усмотрению меняла содержание морфия и антропина в лекарствах, предназначенных больным.
Приёмная мать Джейн постоянно оскорбляла её
Есть небезосновательная версия, что она доводила пациентов до бессознательного состояния, и получала от этого сексуальное удовлетворение. В 1889 году Джейн убила с помощью своих «лекарств» сводную сестру. 26 октября 1901 года Джейн Топпан была арестована за убийство, а перед следствием она призналась и ещё в тридцати. Суд признал её невиновной из-за безумия и приговорил поместить в сумасшедший дом, где Джейн провела остаток своей жизни.
Государственная больница «Taunton»
«Убить как можно больше людей — беспомощных людей, чем любой другой мужчина или женщина, которая когда-либо жила» — так она объяснила мотивы своих преступлений.