Психологи утверждают, что хобби человека — это его несостоявшаяся профессия. Даже власть имущие иногда отвлекаются на приятные занятия: кому-то ближе поэзия и аристократическая охота, кому-то коллекционирование или живопись. Сегодня «Дилетант» решил рассказать об альтер эго российских правителей.
Первый библиофил Всея Руси
«Ярослав Мудрый». Николай Рерих, 1941 год
Первым князем, который обзавелся хобби, попавшим в летописи, стал Ярослав Владимирович, известный нам прозвищем, данным ему Карамзиным, — Мудрый. Киевский правитель действительно был мудр в своей последующей политике: постепенно вернул Руси все утерянные земли, дал первый писаный свод законов — Русскую Правду, построил множество храмов, основал несколько городов.
Ярослав Владимирович стал и первым князем Киевской Руси, который постиг грамоту, изучал иностранные языки и читал самостоятельно. Он создал библиотеку, книги в которую, по его повелению, везли из Европы и Византии, переписывали и бережно хранили. Для своего времени сын крестителя Руси был весьма осведомлен в области мировой политики, что помогло стать ему одним из величайших правителей Древнерусского государства.
Любитель небесных светил и шахмат
«Иван Грозный и Малюта Скуратов». Григорий Седов, 1871 год
А вот Иван Грозный всерьез увлекался астрологией и шахматами. Правда, привить своему двору эту страсть у Ивана Васильевича как-то не получилось. Царь безуспешно обучал правилам игры главного опричника Малюту Скуратова, но достойным игроком тот так и не стал. В последние годы жизни постоянными партнерами Ивана IV в шахматной игре были его фавориты Борис Годунов и князь Иван Глинский. По преданию, грозный царь и умер, сидя за шахматной доской.
Император и дипломат, стоматолог и садовод
«Петр Великий». Сергей Кириллов, 1982 — 1984 годы
Петр I был, пожалуй, самым увлекающимся из правителей России. И чем он только не занимался! За свою жизнь Петр освоил множество ремесел. Он научился кораблестроению, навигации, изготовлению часов, брал уроки рисования и граверного дела, учился изготовлять бумагу, осваивал ремесло плотника, каменщика, садовника, а также посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела и практиковался в хирургии. Нередко в качестве разрядки он занимался стоматологией — вырывал больные зубы. При этом иногда увлекался и под раздачу могли попасть и практически здоровые.
Но одно ремесло Петру не далось. Как-то он учился плести лапти, но так и не смог освоить эту науку, воскликнув в сердцах: «Нет ремесла мудренее лапотного…». Этот недостаток Петр I легко компенсировал, изобретя коньки в том виде, в котором мы привыкли видеть их сейчас. Изначально коньки привязывались к обуви веревками и ремнями. Но царь, находясь как-то в Голландии по своим корабельным делам и увлекшись там не на шутку катанием на льду, придумал более удобные для себя коньки с закрепленными к подошве полозьями.
Игрушечные баталии
Портрет Петра III работы Алексея Антропова, 1762 год
Весьма необычное увлечение было у императора Петра III. Кроме традиционной русской слабости к алкогольным напиткам, внук Петр I любил играть в игрушечных солдатиков. Впрочем, относился к своему увлечению самодержец со всей серьезностью, никому не позволял насмехаться и всегда старался пополнить «армию» новыми фигурками. В коллекции Петра III было несколько тысяч «бойцов», которые составляли подразделения и даже целые армии. Монарх мог часами расставлять их на специальном столе, моделируя ход сражения.
Но однажды произошло несчастье — дворцовая крыса основательно погрызла трех солдатиков из коллекции. Правитель снести такого оскорбления, нанесенного ему и русской армии, пусть и игрушечной, не мог. В тот же день, по его указу крыса была изловлена и публично повешена.
Отдых на яхте и семейные путешествия
Николай II на яхте «Штандарт»
Николай II имел множество разных увлечений и любимых занятий. Одним из его хобби были двухнедельные поездки на яхте по Финскому заливу и Балтийскому морю, которые он совершал каждый год. Для своих турне самодержец использовал любимую яхту «Штандарт». Николай не любил долгие отъезды из родного дворца и дальние поездки по делам, но обожал семейные путешествия, для которых у него в распоряжении было два поезда, в которых император с семьей «странствовал» по просторам России. Также Николай II любил отдыхать летом в Крыму в Ливадийском дворце и никогда не изменял своему увлечению совершать морские прогулки.
В здоровом теле — здоровый дух
Владимир Ильич Ленин на прогулке в Кремле, 1918 год
Владимир Ильич Ленин питал всяческое уважение к здоровому образу жизни, гимнастике, обливаниям холодной водой. Любил «вождь мирового пролетариата» и велосипедные прогулки. Во время одной из них в Париже на Владимира Ильича был совершен самый настоящий наезд. Наехал на вождя не какой-нибудь незадачливый работяга-автомобилист, а самый настоящий французский аристократ. Наверняка именно социальное происхождение нарушителя заставило Ленина не оставлять указанного «лихача» без возмездия.
Вот как описывает сам Владимир Ильич случившийся инцидент: «Ехал я из Жювизи, и автомобиль раздавил мой велосипед (я успел соскочить). Публика помогла мне записать номер, дала свидетелей. Я узнал владельца автомобиля (виконт, черт его дери) и теперь сужусь с ним через адвоката. (…) Надеюсь выиграть». «Погода стоит такая хорошая, что я надеюсь снова взяться за велосипед, благо процесс я выиграл и скоро должен получить деньги с хозяина автомобиля» (Париж, 1910 год).
Заядлый охотник
Леонид Ильич Брежнев на охоте в Завидово, 1972 год
Леониду Ильичу Брежневу по душе были и пышные застолья, и красивые женщины, а еще ему нравилась езда на машинах и игра в хоккей. Но больше всего генсек любил, пожалуй, охоту. От этого увлечения он не отказывался даже в последние годы жизни, проводя выходные в военно-охотничьем хозяйстве в Завидово. Говорят, что кабанов там специально прикармливали картошкой, и в результате зверь подходил к охотникам на метров 30. Промахнуться было просто невозможно, но егерь на всякий случай делал выстрел одновременно с Брежневым.
Поэт Андропов
Юрий Владимирович Андропов на первомайской демонстрации, 1983 год
А вот Юрий Владимирович Андропов, который на посту генсека задержался недолго, а больше известен как самый загадочный председатель КГБ СССР, писал стихи. И очень даже неплохие. Причем ему одинаково удавались произведения как лирические, так и шуточные, иногда даже с грубыми ругательствами. К сожалению, они до сих пор не изданы.
Говорят, что как-то историк РАН академик Георгий Арбатов и политолог Александр Бовин прислали Андропову поздравительное письмо, в котором вскользь выразили опасение по поводу того, что власть портит людей. Генсек ответил им стихотворением:
Сбрехнул какой-то лиходей,
Как будто портит власть людей.
О том все умники твердят
С тех пор уж много лет подряд,
Не замечая (вот напасть!),
Что чаще люди портят власть.